ЖИЗНЬ НАШЕЙ ШКОЛЫ
декабрь 2016 Печать

Вячеславу Колейчуку - 75

Нашему любимому педагогу, архитектору, дизайнеру, изобретателю , теоретику искусства и просто гению - Вячеславу Колейчуку 16 декабря исполнилось 75 лет. Все педагоги Школы, студенты, прошлые и нынешние, желают УЧИТЕЛЮ здоровья и дальнейших «чудачеств» в искусстве, как он до этого и делал! В подмосковном городе Коломна, к юбилею архитектора, в музее Органической культуры, была открыта замечательная выставка Мастера.

Выставка скульптора, названа одним словом «Легко!», с восклицательным знаком. И это его кредо — все делать легко , естественно , не натужно! На трех площадках музейного дворика МОК в Коломне расположились парящие в воздухе спирали, головоломки, голограммы, невесомые и космически звучащие музыкальные инструменты. Их автор известен на всю страну как изобретатель фантастических вещиц из фильма «Кин-дза-дза» и узнаваемый самобытный скульптор. Лауреат Государственной премии, в советские годы он оформлял отечественные павильоны на всемирных выставках ЭКСПО и параллельно развивал зачатки кинетического искусства в нашей стране.
Путешествие по выставке Вячеслава Колейчука в Коломне лучше начать со знакомства с музыкальными объектами автора. В центральной части музейного дворика по адресу Казакова, 10 расположилась классическая интерактивная инсталляция «Конструктивные колокола». Любой гость может почувствовать себя композитором и музыкантом, извлекая неземные звуки из подвешенных в воздухе геометрических объектов. Рядом со звучащей конструкцией расположен павильон Арт-холодильник, в пространстве которого замерли стереографические изображения, пульсирующая «Живая линия», «Луч света», пойманный в стакане воды. Рукотворные голограммы или как их называет сам автор «стереографии» создаются с помощью надрезов и царапин на металлическом листе. Расположение каждой линии скрупулезно просчитано - в итоге изображение из плоского приобретает вид объемного. Так Вячеслав Колейчук объединил в своем творчестве художественное, научное и техническое начало.
В полусфере «Белого купола» Музея Органической Культуры находим продолжение экспозиции Вячеслава Колейчука. Словно оказавшись на космической станции, где законы гравитации больше не действуют, видим парящие под высоким сводом конструкции и композиции. Созданные из простых геометрических элементов и при помощи тросов, самонапряженные объекты Колейчука соединили идеи художника с технологиями будущего. Здесь и легендарный объект автора «Стоящая нить» - парадоксальным образом тянущаяся прямо вверх. В центре купола совсем новая работа «Двойная спираль». Высокая шестиметровая композиция является одновременно сложной и ясной иллюстрацией движения в живой природе.
Вот что говорит о своем творчестве юбиляр:
Еще студентом я делал космические антенны (проекты) самовозводящиеся. Из пакета какое-то сооружение в космосе должно было развернуться в большой объем, 20-50 метров диаметром и так далее, а пакет полметра диаметром и прочее. Вот эти все тенденции, они все время продолжаются.
Я проектировал кафе «Синяя птица», молодежное, и сделал этот интерьер знаменитый, где джаз выступал, левые художники там выставлялись, в 64-м году. Так что уже больше 50 лет прошло. В этом смысле начало было многообещающим. В институте было студенческое научное общество, и уже тогда я испортился, как говорят, в хорошем смысле этого слова. То есть я не только архитектурой занимался, а что-то изобретал. И даже патент получил какой-то советский. Уже в то время. И в этом смысле у меня путь простой был. Я правда потом его сформулировал. Мне все равно, в каком времени я живу. Вот я родился сделать то, что могу. И мне не помешает, ни советская, ни анти-советская власть, ни какая-то капиталистическая, полу-капиталистическая. То есть не помешает в том смысле, что я знаю, где я живу. И я играю по тем правилам, которые в этот момент там, здесь, у нас, у кого хотите, есть. В этом смысле я свободен ментально. Но, может быть, территориально я был не свободен, никуда не ездил. Хотя оформлял всемирные выставки! ЭКСПО, вы представляете, 67-го года в Монреале, 75-го года на Окинаве. То есть я был человек, который нужен был государству для того, чтобы показать, что мы не лыком сшитые. А все равно выехать не мог, не знаю, почему, может, какой-то слишком левый был, но это не мои уже проблемы. Это проблемы государства. И что, я после этого должен все бросить, заплакать и уйти в кусты? Ничего подобного! Я дальше занимался своим делом, работал, когда надо в НИИ, институтах научно-исследовательских, когда надо, я шел и работал как художник, как оформитель, как хотите, кто. То есть если мне надо было, я искал путь сохранения своей семьи, себя в этом обществе.

 

Вот эта тема «Легко!», интеллектуально легко для меня, а для других все не так-то просто. Там стереография, она вручную делается. Мне все говорят: это что, компьютер делал? Нет-нет, это школьный циркуль, специально заточенная иголочка. И знание того, как это делать. Но для этого надо было сформулировать принцип. Без этого как? Если ты хочешь делать то, что ты хочешь. И вот этот принцип я когда-то 25 лет назад сформулировал.

 

Принцип стереографии, квази-голографии, потому что он состоит в том, что все, что вы видите на выставке, все эти стерео парящие объекты, они создаются в нашем сознании, а не являются реальностью этого металла. Это наш фантом, фантомный образ. Мы так их создаем сами, каждый, а я только делаю ту подоснову, ту матрицу, на которой свет как бы строит вместе с человеком этот образ трехмерный, именно трехмерный. И там признаки пространства очень актуальные для зрения человека и для восприятия. Это перспектива, это стерео-эффект и параллакс, то есть оглядывание объекта возможное. Мы можем смотреть на него со всех сторон. А это и есть признаки пространства! Любого, нашего, земного. Поэтому в этом смысле данные принципы сначала формулируются.

 

По сути дела, там пиксельная система, точечная, каждый блик строит свою точку в пространстве. А их там сотни. И вот из сотен этих бликов, этих эфемерных точек светящихся, мы создаем, мы, не я уже, а каждый человек создает свой образ, который возникает из этого «ничего», из этой плоскости.

 

А вот что говорят друзья художника об этой выставке.

 

Владимир Мартынов: Просто я поражен этой выставкой, я знаю и творчество, и Славу лично очень давно. И мы вместе сотрудничали и по-разному соприкасались, но то, что здесь можно увидеть, это, действительно, какое-то поразительное явление. Наверное, надо сказать, что человек не мыслит, да? «Я мыслю, следовательно я существую», еще Ницше смеялся над этим, это все ерунда. Потому что мысль приходит, когда хочет, независимо от желаний человека. Но надо больше сказать. Мысль не просто приходит, а нужные мысли роятся в нужном месте. И то, что Слава оказался в этом месте, по-моему, очень сильно повлияло на творческую судьбу. И вот такие вещи, которые мы сейчас здесь видим, мне кажется, раньше не очень даже возможно было ожидать.
И конечно, очень показательно вот это название выставки «Легко!», потому что оно, с одной стороны, я понимаю, имеет такой ёрнический контекст, потому что мы говорим «Легко!» и совершаем там... череп раскраиваем кому-то... Но дело в том, что здесь, действительно, какая-то метафизическая легкость, я бы сказал, моцартовская легкость, не зря тут звучал концерт Моцарта. Действительно, такие вещи как-то приходят...

 


Александр Кожин: Восторг! Я знал, конечно, творчество Колейчука, но сейчас очень приятное впечатление, потому что в очень хорошем месте. Этот вот странный такой купол, фуллеровский, и чистые вещи, чистые! Вот я говорю о проблеме пространства. Вот он просто прямо занимается ей. И это вещи, которые не каждый примет, покажется технически только интересными, нет. Там вот есть вот эта мера художника. Кроме парадоксов технических, которые там явно запрятаны. То есть это не моделирование каких-то представлений холодным рассудком, а там много чувства, соображения, пропорций — все, что связано с художественным началом. Там фактура, ритм и все такое вот с этим связанное, с этой областью. Поэтому это художник.

 

Ирина Карасик: Мы в Русском музее, в нашем отделе новейших течений необыкновенно ценим и Вячеслава Фомича, и его необыкновенное творчество, потому что кто, как не он, олицетворяет любые новейшие течения всегда. Самые новейшие течения. И вот здесь у нас на выставке нить является таким главным героем. А сам Вячеслав Фомич абсолютная связующая нить для меня между авангардом классическим, авангардом современным. И вообще любым авангардом. И хочется сказать, что она замечательно названа «Легко!». И, действительно, здесь себя чувствуешь необыкновенно легко, и в физическом, и в таком душевном смысле, абсолютно вещи безвесия. И они очень рациональны и абсолютно загадочны. И вот какая-то загадочная ясность, наверное, для меня, по крайней мере, самое главное. И хочу сказать, что мы сейчас работаем над выставкой «Структуры», и Вячеслав Фомич там тоже будет одним из главных, если не главным...
Наверное это направление, можно было назвать такой органический конструктивизм. Потому что визуально близко к конструктивизму 20-х годов, конструктивно, потому что здесь есть какая-то действительно инженерная мысль и конструктивное напряжение. Но одновременно это все необыкновенно созвучно каким-то высшим ритмам природы. Поэтому неслучайно наверное его там привечает именно Музей Органической Культуры. Просто одно время у нас конструктивизм абсолютно связывался с таким индустриальным, инженерным рациональным. И многие направления русского авангарда связаны с этим. А постепенно, даже вот в таком более жестком конструктивизме, у Татлина, где угодно, стали органическую вот эту часть выделять, и материалы. И этим вот, наверное, и отличается русская ветвь от каких-то таких более чистых и холодных западных образцов.

 


Виталий Пацюков: Вот эта удивительная связь с нашей высокой культурой авангардной и одновременно это человек, который живет сегодня. Вот образ сегодняшнего человека, который живет в этом пространстве, наполненном неустойчивостью. И когда мы видим все эти вещи, свободно существующие в этом пространстве, вещи, обладающие устойчивостью, как образ вот этой бесконечной «стоящей нити», нить, которая невозможна, невозможна в своем существовании, тем не менее она существует, стоит, и стоит, выдерживая мужество, выдерживая некое одиночество, выдерживая свои как бы разрозненные части и создавая их единую структуру, единую ткань.
И сегодня вот эта выставка, которая здесь существует, выставка не просто как выставка, мы уже видим некий итог творчества Славы. И одновременно полноту, вот эту полноту состояния творческого процесса, полноту состояния личности, полноту свидетельства. А рядом вот эта его спираль, которая вечно движется. И она живет, казалось бы, в разных состояниях, разных измерениях, когда просто линия может обладать многомерным состоянием. Вот это опять образ нашего состояния, образ нашей личности, где мы можем обретать положение устойчивости, положение гармонии в любой точке.
Произношу высокую фразу! Как-то на выступлении Мандельштама, где-то в 30-м или 29-м году, его спросили (публичное выступление), как он относится к Ахматовой. Это было тогда опасно говорить, как он относится к Ахматовой. Но сейчас это не опасно сказать, как я отношусь к Колейчуку. Я просто повторю слова Мандельштама «я счастлив, что являюсь ее современником», я тоже, я счастлив, что являюсь современником Вячеслава Фомича Колейчука.

Игуменья Ксения (Зайцева) настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря: Сердечно вас поздравляю, сердечная благодарность, сорадуюсь тому, что здесь происходит. И продолжая слова Владимира Ивановича Мартынова, который сказал, что мысль рождается... мы в Евангелие знаем, что «Дух дышит, где хочет. И голос его слышишь. И не знаешь, откуда приходит, и куда уходит!». И все то, что в творчестве Вячеслава Фомича рождается как некое обнаружение органики природных структур, мы видим в самоколлажах, в новых музыкальных инструментах, в иллюзорности возникающих пространств и каких-то форм. И тем не менее, вот эта смелость, внутренняя веселость и устремленность высоко вверх, мы надеемся, что Дух Божий подхватит и у вас еще будет много всего интересного, чем вы всех удивите! Спасибо Вам!


1 1 1 2 1 3
1 4 1 5
1 6 1 7 1 8
1 9 1 10
1 11 1 12
1 13 1 14 1 15


 В МАСКЕ МАСТЕРА

Традиционный зачет у студентов 3 семестра по Ландшафтному проектированию звучит именно так - «В маске мастера». Эту традицию ввел еще Александр Федорович Квасов и достойная приемница Мастера, Екатерина Юрьевна Прокофьева, с каждым годом оттачивает и углубляет эту тему! Погрузиться в образ того или иного ландшафтного гения, рассказать с любовью о нем и продемонстрировать свою идею создания городского пространства в маске МАСТЕРА — вот сверхзадача студентов. 
2 1
2 2 2 3 2 4
2 5 2 6 2 7


ВРЕМЕНА ГОДА

"Сады растут, взрослеют и стареют. Прекрасен каждый возраст сада. Но особенно счастлив миг, когда зарождается будущий образ, как точка, искра или мгновение жизни. Весна, лето, осень или зима подарят вдохновение? Увидеть будущий сад в сиянии льда или в отражении цветка в воде дано художнику как счастье творения ".

Такое необычное задание получили студенты 1 семестра от педагога ВШЛАиД МАРХИ Ожеговой Екатерины Сергеевны. Вдохновленные работами прошлых лет, и прежде всего - «Матушкой природой», студенты каждый по своему увидели это мгновение жизни. «Разбор полетов» состоялся 28 декабря и лучшие произведения получили достойное место на выставке!
3 1 3 2 3 3
3 4 3 5


ЭКЗАМЕН ФИТО

Традиционный экзамен по Фитодизайну у «младших» и «старших» студентов ВШЛАиД МАРХИ — настоящий праздник! Вот только «капля» шедевров!
a 1 a 2 a 3
a 4 a 5 a 6
a 7 a 8 a 10
b 1 b 2
b 3 b 4


НОВОГОДНИЕ РАБОТЫ

Запах хвои, мандаринов, клеящего пистолета, краски-спрея, смех, музыка — вот такая необычная атмосфера возникла накануне Новогоднего Огонька в 321 аудитории! Новогодние шедевры — в студию!
a 1 a 2 a 3
a 4 a 5 a 6
b 1 b 2


ВСТРЕЧА НОВОГО 2017 ГОДА

Как всегда весело, задорно, неожиданно и радостно от встречи с выпускниками, нынешними слушателями, музыкантами, педагогами!!!! Спасибо большое организаторам и вдохновителям настоящего праздника!!!! С НОВЫМ ГОДОМ!!!! 
a 1 a 1 a 2
a 3 a 4 a 5
b 1 b 2
b 2 b 3
b 4 b 3
b 1 b 4