ЖИЗНЬ НАШЕЙ ШКОЛЫ
май 2017 Печать

«САДЫ и ЛЮДИ»

Творческий конкурс на лучшую идею выставочного сада в рамках фестиваля «Сады и люди» 2017 подвел свои итоги и в десятку лучших работ попали многие наши ученики — как нынешние , так и выпускники: Анна Лозинская ( 1- место), Анастасия Остроумова (2-место), Надежда Астанина и Анна Антохина (3 — место), Татьяна Богачева и Мария Рогулева ( 4 -место). Для Школы это большая гордость и надежда, что выбранная вторая профессия востребованна и два года учебы пошли на пользу!

Представляем проекты победителей на ваш суд и напоминаем, что тема конкурса звучала как «Контраст в саду».

Проект Анны Лозинской
IMG 5425

Концепция сада такова:
Современный сад Юрского периода
Порой кажется, что окружающий нас привычный пейзаж средней полосы с его березовыми рощами существовал всегда. Тем острее воспринимается встреча лицом к лицу с доисторическим миром, который тоже существовал на этом месте, но много миллионов лет назад. И Юрские глины, с останками обитателей древних морей, периодически напоминают нам об этой странице истории Земли. В этом саду предпринята попытка воссоздать и гармонично совместить два совершенно разных мира. Но как же это сделать? Было решено воспользоваться «цитатой», как средством художественной выразительности, используемой в литературе. В данном проекте «цитата» - это образ доисторического сада из лепидодендронов и сигиллярий с останками древнего ископаемого, заключенный в жесткие границы. «Кавычками» в таком случае становятся металлические бордюры, создающие жёсткие визуальные границы, которые отделяют древний лес от привычной нам берёзовой рощи. Именно такое утрированное разделение позволяет гармонично сосуществовать двум контрастным средам. В «цитате» использованы растения, которые своей внешностью создают необходимый образ или они реально сохранились в современном мире с тех давних времен. Нависающая и раскладывающаяся вдоль дорожки пергола, напоминает скелет доисторического ящера, который становится довольно необычным местом для отдыха. Мощная конструкция придаёт объём и гармонично дополняет дикий образ древнего леса. Чем смелее контраст в таком саду, тем сильнее его восприятие. Хочется верить, что человек увидевший сад задумается о том, насколько эволюция изменила облик нашей Земли. С чем связаны такие ярко выраженные контрасты, почему эволюция меняет облик планеты? А главное: привычная для нас природа - это прогресс или регресс в эволюции?



Проект Анастасии Остроумовой
2

Концепция сада «Вторжение» или «Ударная волна» состоит в том, что территория сада делится на 3 зоны : РЕГУЛЯРНАЯ часть — где все рационально и строго, дорого и добротно, удобно и безопасно. ДЕСТРУКТИВНАЯ часть сада — характер ломающий, крошащий,перемешивающий, хаос, экспрессия. РЕГЕНЕРИРУЮЩАЯ часть- обновление, открытость, молодость,светлота, наивность, свобода.
За счет этой трехчастности, спокойствие, расчет, регулярность сменяются неожиданностью, взрывом, хаосом, разрушением, вспышкой, хлопком, ударной волной, но затем все успокаивается и стремиться вернуться в привычный уклад жизни.


Проект Анны Антохиной и Надежды Астаниной
3

Концепция «Грани сада» такова:
Вдохновившись темой «Контрастов в саду», мы задумались о прошлом, настоящем и будущем ландшафтного дизайна. Мы захотели дать возможность побывать в двух, по нашему мнению, контрастных типов садов. Мы разделяем эти два сада символической стеной, которая создает границу, грань между временами, стилями и традициями. Центром композиции является проем, точка соприкосновения двух садов, регулярного и пейзажного. Пройдя в него, зритель попадает в «параллельный» сад. Грань между контрастами в наше время становится все тоньше, что и дает почувствовать наш сад «Грани сада».



Проект Татьяны Богачевой и Марии Рогулевой

4

Сад «Энергия природы» заражает человека новыми силами. В его центре — площадка для отдыха, где посетитель может расслабиться и одновременнополучить заряд бодрости, наблюдая за контрастами в саду: полированная сталь отражает солнечный свет, гибкие ветви ив и травы струятся по ветру,четкие грани инсталляции соседствуют с закругленными зелеными откосами. Ароматы использованных в саду душистых растений — шалфея, тимьяна, мяты и душицы — успокаивают и тонизируют.
Вдохновением для композиции сада послужила молния, ударившая в вершину зеленого холма и оставившая на нем свой след. Молния олицитворяет мощную силу природы: она разрушительна, если человечествоидет против нее, нообладаетогромным созидательным потенциалом при бережном изучении и использовании.
Природная энергия присутствуетв саду буквально — он обеспечивается электричеством благодаря солнечным батареям, установленным на инсталляции. Посетители могут зарядить здесь свои гаджеты, а в вечернее время включается подсветка.

ЦЕРКОВЬ В МУРНАУ

Студенты Высшей Школы Ландшафтной архитектуры и Дизайна Согэцу в пространстве абсиды 3 этажа представили проект - АРТ объекты- ассоциации на картину Василия Кандинского «Церковь в Мурнау» 1910 г.
Для этого они попытались соединить метод ассоциативно образного мышления Хироси Тэсигахара и метод колористического и композиционного анализа живописи профессора МАРХИ Андрея Ефимова .«Поверив алгеброй гармонию», математически рассчитав композицию и цветовую гамму картины, студенты Школы перевели ее в иную форму – из плоскости в пространство, вернувшись в первоначальное ощущение таинства живописи.

Представляем 5 композиций и их участников: 1. Ассоциативно- образный объект, выполненный - Ольгой Коваль, Марией Солонициной,Еленой Братаус.
2. Концептуальный объект, выполненный - Татьяной Ершовой, Юрием Бардиным, Елизаветой Уманской .
3. Ассоциативно-образный кулисный объект, выполненный -Калиниченко Еленой, Шушлебиной Натальей, Кате Иолантой, Калинкиной Альбертой
4. Кинетический объект, выполненный - Забелиной Оксаной, Волковой Марией
5. Скульптурный объект, выполненный - Дьяконовой Евгенией, Щелиной Юлией, Бирюковой Ларисой.


5 1

5 2

5 3

5 4

5 11 5 12


ЗАЧЕТНАЯ ПОРА

Остались самые «сладкие» занятия по рисунку — выездные занятия на пленэре в Аптекарском огороде, но уже сейчас зачет по «Ботаническому рисунку» - впечатлил и порадовал преподавателей.

6- 1 6- 2
6- 3 6- 4 6- 5
6- 6 6- 7 6- 8
6- 9 6- 10 6- 11

 Зачет по предмету «макетирование» тоже «набирает обороты». Вот как романтично откомментировала свою работу - «Беседка у воды» студентка 1 курса Стояновская Олеся : «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься,не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь,» - Антуан де Сент-Экзюпери. 

7 1 7 2
7 3 7 4 7 5
7 6 7 7 7 8

Экзамен по фитодизайну — всегда радость от общения с растениями и приобретенные навыки в работе с цветами за этот год очень пригодились для создания нужных учебных форм. 

8 1 8 2
8 3 8 4 8 5
8 6 8 7
8 8 8 9


ПЕЧАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ШКОЛЫ

В конце апреля и начале мая 2017 года кафедра Ландшафтной архитектуры и ВШЛАиД МАРХИ попрощались со своими старейшими профессорами и бывшими руководителями кафедры «Ландшафтная архитектура» МАРХИ - 
ВЕРГУНОВЫМ и Сергеем Сергеевичем ОЖЕГОВЫМ. 

 9  30 АПРЕЛЯ 2017 года ушёл из жизни доктор архитектуры, профессор Аркадий Павлович Вергунов.

В 1954 году Аркадий Павлович окончил Московский архитектурный институт. Работал в Гипрогоре, Гипрокоммунстрое, а с 1965 г. в ЦНИИП градостроительства, в котором закончил аспирантуру и до 1976 г. занимал должность заведующего отделом садов, парков, лесопарков и внешнего благоустройства городов.

В Московском Архитектурном институте (государственной академии) Аркадий Павлович работал с 1978 года, вначале в качестве заведующего кафедрой «Ландшафтная архитектура», а затем в качестве профессора той же кафедры. Развивая деятельность кафедры, Вергунов А.П. разработал программу подготовки архитекторов ландшафтной специализации, стоял у истоков становления специальности «ландшафтный архитектор» в России.
Будучи опытным и эрудированным профессионалом А.П. Вергунов постоянно внедрял в учебный процесс научные достижения и современный ландшафтно-градостроительный опыт, являсь автором учебных курсов не только для студентов кафедры «Ландшафтная архитектура», но и для студентов других проектных кафедр МАРХИ и учащихся Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна, Московскго государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Университета Дружбы народов, Университета Леса. Сотрудничал с зарубежными высшими учебными школами, такими как Версальская школа ландшафтного искусства во Франции, Университетами штатов Нью-Джерси и Вермонта США, Тишринского университета Сирии. Он щедро делился своим опытом и знаниями с молодыми архитекторами, которые очень ценили его мнение и были всегда рады возможности общения с настоящим профессионалом. Его любили и уважали и студенты, и коллеги по кафедре.
Под руководством Вергунова А.П. были выполнены и защищены диссертационные исследования по проблемам ландшафтной архитектуры.
А.П. Вергунов – крупный ученый, один из основоположников и лидеров отечественной архитектурно-ландшафтной науки, автор более 100 научных публикаций, в том числе и в зарубежных изданиях. В 1987 году защитил диссертацию на степень доктора архитектуры по теме «Город и природное окружение». Монографии и учебники, учебные пособия, написанные профессором А.П. Вергуновым в качестве автора или соавтора, представляют собой ценный источник знаний – это «Архитектурно-ландшафтная организация крупного города» (1982 г.), «Ландшафтное проектирование» (1991 г.), «Вертоград. Садово-парковое искусство России» (1996 г), «Монастыри: природа и люди» (2006 г.), «Ландшафтная архитектура» (2008 г.).
А.П. Вергунов – автор более 40 градостроительных и архитектурно-ландшафтных проектов. Разработанные им генеральные планы, архитектурно-ландшафтные разделы генпланов, проекты детальной планировки, проекты разнообразных парков определили развитие многих городов и загородных поселений страны. Результаты исследований А.П. Вергунова вошли в нормативно-методическую литературу, справочники, энциклопедии, внедрены в градостроительную и архитектурно-ландшафтную практику нашей страны.
Весома и разнообразна общественная деятельность А.П. Вергунова, который с 1964 года состоял в Союзе архитекторов, а также работал в секции Научно-методического совета Министерства культуры РФ, секции озеленения Общества охраны природы, Ученом совете национального парка «Лосиный остров», правлении Общества изучения русской усадьбы, в штабе Московского Союза Архитекторов по благоустройству Москвы.
С 1990-ых годов А.П. Вергунов – действительный член Российской академии наук по секции о лесе, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член экспертного совета по строительству и архитектуре,
с 1993 года принимал участие в работе Диссертационных Советов МАРХИ, ЦНИИП градостроительства, НИИ природного и культурного наследия РФ.
Благородный труд Аркадия Павловича отмечен правительственными наградами, почетными званиями и грамотами.
Светлая память об Аркадии Павловиче Вергунове навсегда сохранится в сердцах его коллег, студентов, учеников, друзей.

 10 И ровно через 2 недели, на 92 году жизни, 14 МАЯ 2017 года скончался доктор архитектуры, профессор Сергей Сергеевич Ожегов.

Сергей Сергеевич Ожегов более 50 лет служил Московскому архитектурному институту. За эти годы он прошел путь от ассистента до профессора. Благодаря своим организаторским способностям, тактичности и деловитости, Сергей Сергеевич успешно руководил кафедрой «Ландшафтная архитектура», являлся проректором по учебной работе и проректором по научной работе. 

В 1977-1982 г.г. Сергей Сергеевич занимал пост заместителя директора центра по населенным пунктам (ХАБИТАТ) при ООН.
Большой практический опыт, обширные знания вопросов ландшафтной архитектуры и организации проектной и научно-исследовательской деятельности Сергей Сергеевич обобщил в своей докторской диссертации, многочисленных трудах, среди которых монографии «Архитектура Индокитая», «Искусство Бирмы», «Архитектура Юго-Восточной Азии». Он является автором многих проектов общественных зданий, городских районов, монументов, удостоенных премий.
Как профессионал-архитектор, методист и опытный педагог, Сергей Сергеевич работал в ведущих зарубежных университетах, являлся профессором Рангунского технологического института (Мьянма) и Корнельского Университета (США). Он очень много сделал для укрепления контактов с архитектурными школами разных стран мира, а также с вузами России и ближнего зарубежья.
Сергей Сергеевич внес большой вклад в дело высшего архитектурного образования, подготовил и выпустил большое число молодых архитекторов, кандидатов архитектуры.
Благородный труд Сергея Сергеевича неоднократно отмечался правительственными наградами, почетными званиями и грамотами. Среди них заслуженная награда «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Сергей Сергеевич отмечен Государственной премией Узбекистана им. Хамзы Хаким-заде, является Заслуженным деятелем искусств Узбекистана и Якутии.
Участник Великой Отечественной войны, большой профессионал своего дела, отзывчивый и доброжелательный человек, Сергей Сергеевич достиг заслуженного признания как яркая личность и настоящий патриот Московского архитектурного института.
Светлая память о Сергее Сергеевиче Ожегове навсегда сохранится в сердцах его коллег, студентов, учеников, друзей.
Рекомендуем прочитать о С.С.Ожегове статью дочери — Екатерины Сергеевны Ожеговой, доцента кафедры «Ландшафтная архитектура» МАРХИ в журнале « Архитектура. Строительство. Дизайн» №3-4 за 2016 год. 


АККРЕДИТАЦИЯ ЮНЕСКО

19 мая 2017 года совместная комиссия ЮНЕСКО и Всемирного союза архитекторов после подробного обследования нашего института, его программ, студенческих проектов, встреч с преподавателями и студентами дала Московскому архитектурному институту ( Государственной академии) «Безусловную аккредитацию» - высшую возможную международную оценку для образовательного учреждения в области архитектуры, единственную в нашей стране.

Поздравляем коллег с успешной аккредитацией МАРХИ на следующие 5 лет !
12


ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

25 мая состоялся преддипломный просмотр у студентов 4 семестра. Наши дипломники выходят на финишную прямую и за последние две недели  должны преодолеть все трудности и препятствия, возникшие на пути. Удачи вам!
D 1 D 2
D 3 D 4
D 5 D 6 D 9D 7 D 8 D 10