май 2018

Художник. Учитель. Мастер. Вдохновитель. Друг

ПАМЯТИ МАРИНЫ ПЕТРОВНЫ АНТОХИНОЙ

( 17.07.1952 – 24.05.2018) 

2

«Политика всегда движется изогнутыми линиями,
и только искусство идет прямым путем, в самое сердце…»

В День прославления Вселенских Учителей Кирилла и Мефодия, 24 мая 2018 года не стало Марины Петровны Антохиной, бессменного директора нашей Школы -Высшей Школы ЛА и Дизайна в МАРХИ, МАРХИ - СОГЭЦУ. Это не простое совпадение! Талант Учителя – один из главных талантов Мастера. Педагог с Большой буквы, источник неиссякаемой энергии, неравнодушный и смелый новатор – только она могла увлечь за своей творческой идеей лучших специалистов МАРХИ, МГУ, Лестеха и Тимирязевки, смогла «поженить» академизм классической архитектурной Школы МАРХИ и авангард, креативность Согэцу.

Учитель Марины Петровны, Хироси Тэсигахара, не раз признавался, что включить программу Согэцу в академическое образование – это была его давняя сокровенная мечта, а осуществилась - в далекой России. «Как вам это удалось?» - не раз спрашивал он.
Из книги Марины Петровны ПО БЕЛЫМ ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ: «Случайно, - ответила я – случайно встретила в метро академика Кудрявцева, президента Международной Академии Архитектуры (у него в этот день и час сломалась машина). На его вопрос “Куда ты пропала? Почему тебя не видно в Союзе архитекторов?” ответила, что случайно родила девочку в 40 лет и также случайно сдала экзамен на диплом имени мастера школы Согэцу с правом преподавания. Видимо у него что-то щелкнуло в голове и всё сложилось. Александр Петрович мгновенно принял решения, что он в МАРХИ на кафедре Ландшафтной Архитектуры откроет школу Согэцу. Оказывается, он дружил с Кензо Танге и был знаком с Софу Тэсигахара и Иссей Ногучи. Он считал школу Согэцу по-настоящему пространственной и современной. Я сомневалась и окончательно приняла решение только после одной очень смешной истории. В кабинете Кудрявцева, в которой я вошла, уже находились проректор Илья Лежава и профессор Александр Федорович Квасов. Почувствовав моё смущение, всё трое, видимо, чтобы подбодрить меня, начали соревноваться между собой в поэтическом экспромте танка на тему Согэцу. Одна танка была смешнее другой. Лучшей была признана танка Александра Квасова: “Тепло и сладко стало сердцу, когда влюбился я в Согэцу”».
Главный вопрос в жизни каждого человека – какое «дело» после тебя останется?

 Антохина ответила на этот вопрос ярко, смело, дерзновенно! И этому мы будем учиться у нее, ведь только через дерзновение можно почувствовать, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Марина Петровна прожила яркую, полную творчества и динамизма жизнь! Остались сотни учеников, талантливых ландшафтных дизайнеров, архитекторов за эти 23 года работы в Ландшафтной школе Согэцу. Организация выставок и масштабных международных акций занимало ведущее место ее творческой биографии. Давайте вспомним лишь некоторые из них:

2001 год – Акция «Сад впечатлений» - в ГМИИ им.Пушкина

Школа представила проект посвященный 100 – летию основателя всемирно известной, современной и авангардной Школы дизайна и икэбана СОГЭЦУ — СОФУ ТЭСИГАХАРА. В июне 1968г. он провел первую масштабную выставку и демонстрацию икебана СОГЭЦУ в Москве, в стенах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В память об этом событии , а также в рамках продолжающегося празднования 100-летия со дня рождения великого Мастера мы и задумали нашу акцию. В чудесном саду музея возник эфемерный сад из ассоциативных скульптурных и концептуальных объектов, созданных на основе впечатлений живописи импрессионистов «Руанские соборы» Клода МАНЕ и «Танцовщицы» Эдгара ДЕГА. 
1 1 1 2
1 3 1 4
1 5 1 6
1 7 1 8 1 9

2003 год – Акция «Даешь Кузнецкий мост» в Московском доме художников

Великолепные дипломы выпускников 2003 года на тему «Топонимика Москвы» подтолкнули нас - студентов и преподавателей Школы, серьезно и глубоко заняться темой «Кузнецкий Мост». Архивы, документы, живые археологи и архитекторы - реставраторы подсказали нам идею, волнующую каждого москвича: раскрыть Кузнецкий Мост, решить все вопросы в правительстве Москвы, собрать подписи москвичей для восстановления живого засыпанного Кузнецкого моста Дмитрия Васильевича Ухтомского ( 1753 год).Моста, который прикрыт асфальтом всего на 30 см. Кафедра, Школа , Институт все были настроены на справедливость: улица Кузнецкий мост есть, а Моста – нет!
Так сложилось, что в Московском Доме художника, что на Кузнецком мосту, студенты и преподаватели с удвоенной энергией построили символ Кузнецкого Моста из бамбука. Мост начинался на улице и «прорываясь» через окна масштабно входил в выставочное пространство. В выставочном зале «текла» река Неглинка, по которой «плыли» архитектурные студенческие проекты . В зале мы организовали выставку икэбана Согэцу на тему «Встреча», потому что Мост для нас – всегда встреча.
На открытие Акции на глазах у зрителей, под музыку Г.В.Свиридова «Время вперед» студенты «построили» Кузнецкий Мост в стиле Рэнка. Такое огромное количество руководителей Москвы присутствовало на этой выставке, что изучение и решение этого вопроса началось на самом высоком правительственном уровне. Документальный фильм с опросом москвичей ярко показал актуальность этой темы. Неделя напряженного труда собирала творческую элиту всей Москвы – конференции, обсуждения, концерты, показ моделей. « А все Кузнецкий мост и вечные французы». Эта акция явилась творческим переломом, мы почувствовали «силу ветра» и осознали, что для нас, и для искусства Согэцу возможно многое – даже решать государственные задачи. Собрано было более 250 тысяч подписей москвичей за восстановление Кузнецкого Моста.

2 1 2 2 2 3
2 4 2 5

2004 год – Акция  «Малявин и Бабы» в Государственной Третьяковской галерее

Студенты и преподаватели Высшей Школы Ландшафтной архитектуры МАРХИ попытались раскрыть тайну творчества русского художника,  применив к его живописи методы   синтеза искусства икебана СОГЭЦУ, искусства перформанса, музыки и живописи. Живопись Малявина раскрылась, соединившись с музыкой Стравинского и взрывной энергией  детского балета, под руководством Николая Огрызкова. Да так лихо! Что жена чрезвычайного посла Японии, выступая, сообщила: « Я тоже хочу быть рязанской бабой!»

3 1 3 2  3 3
3 4 3 5
3 6 3 7

2005 год – Международная Акция «Зеленая волна» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»

Мечта и обещание Хироси Тэсигахара, данное мне — создать инсталяцию «Волна» в России, неожиданно осуществилась. Осуществилась, благодаря приезду в Москву верного ученика и подвижника идей Хироси Тэсигахара — господина Тэтсунори Кавана.
Июнь 2005 года накрепко соединил студентов и преподавателей МАРХИ СОГЭЦУ, напряженным , творческим и радостным трудом, под руководством уникального художника и благородного человека - сенсея Кавана.
Живая зеленая бамбуковая волна на воде самого старинного и прекрасного московского сада ( сад «Аптекарский огород», основанный в 1706 году по указу Петра 1) произвела эмоциональный шок у москвичей, которые непрерывно шли и шли до октября посмотреть, нарисовать, сфотографировать семидесятиметровую инсталляцию «Зеленая волна».

4 1 4 2
4 3 4 4
4 5 4 6
4 7 4 8 4 9

2006 год - в рамках празднования 150-летия Государственной Третьяковской галереи, международная Акция «Духовные переходы»

Праздником сердца для нас было официальное приглашение руководства ГТГ участвовать в 150- летнем юбилее любимой Третьяковки.
Из всех концепций предложенных нами и господином Тэтсунори Кавана, руководство выбрало, по-моему, лучший проект.
Инсталляция вошла в единое пространство музея и неожиданно и гармонично дополнила фасад Третьяковки. Символично, что духовные переходы, действительно, проводили зрителя к древнему храму святителя Николая в Толмачах.
Совершенно уникальную и великолепную демонстрацию на глазах у сотни зрителей провел маэстро Кавана, которому замечательно ассистировали наши студенты. Празднество начиналось с торжественной службы с участием патриарха Всея Руси Алексия. Самые высокие гости, затем, проходили через наши духовные переходы. И рассаживались перед знаменитым фасадом Третьяковки.
Забили колокола и маэстро Кавана под музыку Г.В.Свиридова начал священнодействовать. Это было его и наше подношение и дар всем тем, кто создал, собрал и сохранил эти сокровища русской живописи.
На фоне Третьякова снимается семейство.

5 1 5 2
5 3 5 4

Сокровенная демонстрация.

Войдя в храм святителя Николая, и увидев, что храм украшается к празднику, сенсей Кавана молча, без слов, взял цветы, снял обувь и на глазах ошарашенных прихожан и батюшки, начал священнодействовать перед Владимирским крестом 9 века.
Никто не дышал, трепет охватил всех. Все поняли, что мы невольно прикоснулись к тайному и сокровенному. Этого выдающегося японского художника правление и руководство ГТГ наградило юбилейной медалью к 150-летию галереи.
А сенсей Кавана,трудоголик и перфекционист, уже готовился к семинарам в Высшей Школе ЛА Согэцу МАРХИ.

5 5 5 6 5 7

5 8 5 9

2008 год - участие в подготовке и проведении выставки «Японская классическая гравюра» (ГМИИ им.Пушкина)

Открытие выставки Японская гравюра проходила в знаменитом Белом зале ГМИ. Уже третий раз, директор Музея Ирина Александровна Антонова, наш верный друг, пригласила наш филиал Согэцу МАРХИ оформить выставку, которая открыла для нас мир старинной японской гравюры, из коллекции Сергея Николаевича Китаева. Эти сокровища мы держали в своих руках, благодаря главному куратору и хранителю коллекции — Беате Григорьевне Вороновой, благородного и красивого человека.

6 1 6 2

6 3 6 4

2009 год - Государственной Третьяковской галерее международная выставка «Цветы – остатки рая на Земле. Цветы в произведениях русских художников»

И опять любимая Третьяковка. Главный хранитель ГТГ Екатерина Леонидовна Селезнева придумала и осуществила зрелищный, уникальный проект «Цветы в произведениях русских художников». Выставка имела колоссальный успех, по просьбе зрителей ее продлили до июня 2009 года. Каталоги выставки переиздавались два раза. Выставку посетило более 30 тысяч человек. Никто из нас не представлял, как в России любят цветы! Надеемся маленькая толика успеха и популярности этой выставки принадлежит и нам — Высшей Школе ЛА МАРХИ Согэцу и конечно, нашему куратору и сэнсэю Тэтсунори Кавана.
Это была очень интересная и увлекательная работа. Мы начали оформлять выставку с улицы. Уже с угла, огромный белый лепесток летел над Третьяковкой, зазывая зрителей. Колонны музея были оформлены сферической графикой профессора А.Топунова. А снежные цветники перед главным входом, были заполнены забавными ромашками на шашлычных палочках, которые так понравились москвичам, что на женский праздник 8 марта эти трогательные цветы на снегу все «растаяли». Сценография проекта предполагала поступательное развитие зрительских впечатлений. Войдя в музей, посетителей встречал аноморфный Арт-объект ,построенный на эффекте иллюзий и посвященный знаменитой картине «Сирень» Михаила Врубеля. Это был наш оммаж русскому гению.
Далее зритель попадал в зал «ОКНА», где были собраны полотна художников 18-20 веков , на которых были изображены открытые окна с перспективой садов и лугов, с трогательными цветами в вазах, как часть вселенной. В парадоксе, не мешая зрителям, мы подвесили этот цветущий луг из васильков и маков на потолке.
Затем, зритель попадал в зал древней иконы, где были собраны уникальные произведения древней живописи из коллекции ГТГ, обильно украшенные цветами. В центре зала было расположено круглое, черное зеркало, на котором была создана масштабная композиция из цветов. В зеркале отражались древние иконы специально для этого эффекта, расположенные по кругу. Необыкновенную композицию создал маэстро Тэтсунори Кавана. Выбрав полотно русского художника Пластова «Сенокос», сэнсэй построил блестящую иллюзию летящих, как бы скошенных цветов и трав, которые вылетели из картины.
Настоящим праздником для зрителей стала импровизационная демонстрация сэнсэя, посвященная весне. На сцене импровизировали все: маэстро, композитор Станислав Крейчи, профессор Вячеслав Колейчук на овалоиде и студенты, которые за время наших многочисленных творческих акций научились слышать и слушать сэнсэя и музыку.

7 1 7 2
71 3 7 4
7 5 7 6
7 7 7 8

2014 год - Международная Акция «Лэнд Арт в Москве» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»

Российско-Японский проект «Лэнд Арт в Москве» , посвященный 20 -летнему юбилею Школы прошел летом 2014 года в знаковом месте Москвы — в Аптекарском огороде на проспекте Мира. Выдающийся японский художник дизайнер - Тетсунори Кавана и студенты ВШЛАиД МАРХИ построили уникальную инсталляцию на воде. Это был по настоящему международный проект Согэцу в Москве. На открытие специально на наш юбилей прибыло около 30 верных друзей Согэцу из Австрии, Германии, Бразилии, Испании, Иордании и Америки. Присутствовал и выступал чрезвычайный посол Японии в России господин Харада.
Архитекторы, художники, дипломаты, ученые и творческая молодежь по - настоящему радовались и восхищались темпераментной демонстрацией Тэтсунори Кавана. Инсталляция «Духовная волна» была таким мощным, ощутимым всеми сгустком энергии, что все без исключения поверили словам Тэтсунори Кавана: «Это мое пожелание России преодолеть этой мощной волной все беды, смыть все обиды и скорби» .
И конечно, замечательные семинары, которые провел Тэтсунори Кавана в Белом зале МАРХИ для всех иностранных членов и двух московских филиалов. И как всегда наш праздник закончился феерическим капустником с танцами и весельем на плывущем корабле. Так бывает всегда, когда к нам в МАРХИ приезжает Тэтсунори Кавана.

Этот масштабный бамбуковый объект удивлял и радовал москвичей почти год. Преображение ВОЛНЫ произошло зимой - под белым пушистым снегом, благодаря подсветке, бамбуковая инсталляция превратилась в ирриальный сказочный лабиринт.

8 3 8 4
8 6 8 7
8 8 8 10
8 12 8 11
8 1 8 2

Участвуя с собственными проектами в художественных конкурсах и тематических выставках,
Марина Петровна была удостоена различных наград Госкомитета по строительству, Мосархитектуры, Правительства Москвы.
Под руководством Марины Петровны были изданы такие печатные работы, как словарь терминов «Ландшафтный дизайн», русское издание книги Софу Тэсигахара «Откровение о цветке», книга «Архитектурная дендрология».
Светлая память о Марине Петровне Антохиной навсегда останется в памяти и сердцах ее коллег, студентов, учеников, друзей.


МОСКОВСКИЙ ДЖЕМ
Очередная победа у наших выпускников - Рогулевой Марии и Богачевой Татьяны в номинации «Малый сад» КОНКУРСА «Московское лето. Цветочный джем.»

Сад «ЖАР - ПТИЦА»

Птица-лето возвращается каждый год на землю после суровой зимы и приносит с собой тепло и яркие краски. Жар – птица – универсальный символ возрождения и мечты, близкая родственница феникса из сказок народов мира, но при этом –один из самых ярких образов русского фольклора и русской культуры в целом. Вдохновением для композиции сада послужили эскизы Леона Бакста к балету «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского 1910 года. А внешность птицы частично позаимствована с иллюстраций Ивана Билибина и обложки одноименного эмигрантского литературно-художественного журнала, выходившего в 1920-е годы в Париже и Берлине. В оформлении сада использованы два основных цвета – красный и желтый, как символы огненной стихии, а также поверхность металла, покрытая ржавчиной. Цвета растений создают яркий контраст и символизируют переливающееся оперение чудо – птицы, сам же ассортимент напоминает растения на лубочных картинках и пейзажи из русских сказок.

IMG 9489 IMG 9490
IMG 9491 IMG 9492

Сад «ГРАНИ ЛЕНТУЛОВА»

Очередной выставочный проект представили - выпускница ВШЛАиД МАРХИ Лозинская Анна и Анаит Акопян. «ГРАНИ ЛЕНТУЛОВА» - так назвали девочки свой выставочный сад площадью более 170 кв.м.
Москва летняя - это пиршенство красок, плавящийся асфальт, стремительная энергетика, калейдоскоп сменяющихся образов и событий. Из всего этого многообразия выделяется живописный образ Москвы, запечатленный на полотнах известного московского художника- авангардиста Аристарха Лентулова.
Сад «Грани Лентулова» создан как квинтэссенция его ярких полотен с богатейшей и причудливой декоративной красотой. В этих картинах всегда присутствует нечто частушечное, скоморошеское. Именно поэтому и сад наполнен причудливыми конструкциями, приглашающими посетителя в небольшое веселое путешествие. Затейливые «отели для насекомых» привлекают в сад бабочек и шмелей, а лавочки приглашают отдохнуть в полуденный зной».
Летняя Москва должна дышать, поэтому в саду использован тополь белый «Нивея», который называют «легкими города». Цветники, выдерживающие городскую антропогенную нагрузку, подчеркивают многоцветность и эмоциональную приподнятость живописных полотен художника. Яркие краски, яркие эмоции и яркие воспоминания – вот что мы хотим подарить жителям нашего города!

all

«ВОСПОМИНАНИЕ О НЕБЕ»

Проект сада Анны Антохиной и Надежды Астаниной.

Легкие натяжные конструкции Вячеслава Колейчука и многоцветие луговых трав, возвращают в светлые моменты детства. Проект еще не был завершен, как Вячеслава Фомича не стало. И теперь этот проект поменял свое звучание – «Воспоминание о Мастере» - так девочки решили его назвать. Эта идея живет своей жизнью, и хочется верить, что не за горами время, когда она будет реализована, в память о выдающемся для мировой культуры Мастере – Вячеславе Колейчуке.

IMG 9504


ОТКРЫТИЕ ПРОЕКТА ВЯЧЕСЛАВА КОЛЕЙЧУКА «АТОМ, 1967/2-18»

6 мая 2018 года в 20.30 в Парке Горького, в музее «ГАРАЖ», на площади Искусств состоялось открытие «АТОМА» -реконструкция монументальной цветодинамической скульптуры Вячеслава Колейчука. 

Научность и художественность в одном объекте. Так бывает! Это очень крупная, очень сложная так называемая «самонапряженная» подвижная конструкция пионера советского кинетического искусства.
13-ти метровый «Атом» был создан по заказу Института атомной энергии Академии наук СССР им.И.В.Курчатова в 1967 году к 50-летию революции и его автору было всего 26 лет! Сооружение задумывалось как символ микроскопической частицы вещества, из которой состоит любая материя.
Эффектная и кажущаяся простой конструкция на самом деле была очень сложна с технической точки зрения. 540 металлических тросов, более 1000 гаек, 180 нержавеющих стержней. Современные проектировщики в точности воссоздали атом 1967 года.
В «Атоме» воплощены принципы формообразования, ставшие впоследствии ключевыми для творчества Колейчука. Центральный элемент установки – большая сфера из металлических трубок, движущаяся благодаря ветру. Форма сферы обеспечивалась за счет внутреннего напряжения составных частей. А отражающиеся в «Атоме» солнечные лучи днем и световые проекции ночью образовывали мириады причудливых узоров, которые полностью преобразовывали пространство возле установки. В сегодняшней реконструкции светом управляет музыка, написанная для необычных инструментов – терменвокса и овалоида. Космическую партитуру совместно с художником писал композитор Николай Хруст.
Гипнотический объект стал первой и последней работой Вячеслава Колейчука.. Однако Музей современного искусства «Гараж» предлагает не относиться к конструкции как к мемориалу. Наоборот, «Атом» должен стать объектом, символизирующим будущее. К этому призывал сам Мастер!

12 1  12 2
12 3 12 4 12 5


ЮБИЛЕЙ
Дорогая и любимая всеми Марианна Павловна Воробьева, ведущий педагог по дисциплине «КОЛОРИСТИКА», отметила в мае свое 80- летие!

Ученики и педагоги Школы искренне желают этому замечательному художнику, архитектору, неунывающему творцу КРАСОТЫ – крепкого здоровья, оптимизма, терпения (в общении с «трудными» студентами) и мощной энергии любви от всех слушателей ВШЛАиД МАРХИ! Многая Лета!

HFIN1131 GJSI7134


ЛЕТНИЕ ЭКСКУРСИИ

В мае месяце начались летние экскурсии по садам и весям у студентов ВШЛАиД МАРХИ.

14 мая 2018 года питомник НИВАКИ и питомник САВАТЕЕВЫХ продемонстрировал свой ассортимент для будущих ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать,.тем более в преддверии экзамена по дендрологии!
Огромное спасибо Людмиле Яковлевне Ермоловой за комментарии и разъяснения!

15 1 15 2
15 3 15 4
15 5 15 6



 


 

НЕ СТАЛО МАСТЕРА